После семилетнего простоя и двухлетнего капитального ремонта «Севморпуть» вновь готов отправиться в плавание.

1 6 4

Лихтеровоз «Севморпуть» – уникальное российское судно с атомной силовой установкой – был построен в Керчи в 1988 году, фактически на рубеже эпох, и это во многом предопределило его судьбу. Таких атомоходов должно было быть построено как минимум два. И второй даже успели заложить, однако с распадом Советского Союза все работы по строительству второго судна были прекращены. К началу 90-х годов «Севморпуть» олицетворял собой триумф советской инженерной и конструкторской мысли. Попытки создать подобные транспортники в 60–70-е годы предпринимали и другие державы – Германия, США, Япония, но рентабельность таких проектов была низкой, так как суда не могли взять на борт достаточно грузов. «Севморпуть» превзошёл своих предшественников и по параметрам ядерной безопасности, и по грузоподъёмности, и по оригинальности технических решений. Как атомоход, корабль максимально автономен, и его срок пребывания в море ограничен, по сути, лишь запасами атомный лихтеровоз был создан как судно ледового класса, а значит, мог ходить как в тёплых, так и в холодных морях, и был способен доставлять груз куда угодно. По словам главного конструктора ЦКБ «Балтсудопроект» Андрея Обухова, одной из особенностей данного проекта стала возможность принимать лихтеры, грузы и контейнеры как в трюм судна, так и на верхнюю палубу. Лихтеры – это плавучие контейнеры-баржи, которые выгружаются прямо в воду и затем транспортируются к местам разгрузки, что позволяет доставлять их на место даже в условиях необорудованного побережья. В целом использование лихтеров себя не оправдало – подводила их герметичность. Поэтому сегодня лихтеров практически нет на флоте. Однако конструкция «Севморпути» позволяет загружать его обычными грузовыми контейнерами, которых атомоход способен взять на борт 1400 штук.

Для этого на лихтеровозе установили подъёмный кран грузоподъёмностью 500 тонн. Даже сейчас, почти 30 лет спустя, это что называется «с запасом». Кран специально заказывали в Финляндии, после недавней переборки он прекрасно работает и, по словам специалистов, прослужит еще очень долго.

Второй шанс

Трудно поверить, но в жизни этого атомохода-гиганта был период, который не сулил ничего хорошего. Семь лет «Севморпуть» стоял у причала без дела, причём ежегодно на его содержание уходили десятки миллионов рублей. И, в конце концов, это уникальное судно было исключено из книги бортовых судов. Причины такого бездействия экономические – «Севморпуть» лишился своих заказов. Коммерческие компании, чьи грузы перевозил атомоход, предпочли использовать собственный дизельный флот. В 2013 году судьба «Севморпути» была предрешена. Атомный реактор подлежал окончательной остановке, надстройки должны были разобрать, а корпус распилить и отправить на вторсырье. Подготовительные работы к утилизации лихтеровоза уже начались. Но фактически в последний момент руководством Росатома было принято решение подарить судну второй шанс.

Все эти семь лет экипаж судна надеялся, что атомоход будет восстановлен. «Мы верили, что «Севморпуть» будет вновь востребован, и поддерживали его в хорошем техническом состоянии», – говорит главный инженер-механик корабля Александр Дубовец. Впрочем, семь лет простоя не прошли для лихтеровоза даром и ремонтные работы по приведению его в рабочее состояние длились ещё два года. Было необходимо проверить состояние всех систем и механизмов и затем предъявить результаты морскому регистру. За годы простоя судно потеряло свой класс, и сейчас после проведённого ремонта этот класс вновь восстановлен. «Нам пришлось на 9 месяцев сосредоточиться на «Севморпути» и заниматься практически только этим судном», – рассказывает первый заместитель генерального директора ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка. – Хоть судно и тяжёлое с точки зрения экономики восстановления, но экономика его эксплуатации процентов на 20 эффективнее, чем у судов с дизельным двигателем», – уверен замгендиректора.

1 6 5

Рабочая лошадка

На «Севморпути» в отличие от линейных атомных ледоколов не две, а одна атомная установка КЛТ-40, мощностью 38,5 МВт, спроектированная на ОКБМ им. Африкантова.

За время эксплуатации судна её перезаряжали лишь однажды. Сегодня ресурс установки продлён ещё на 50 тысяч часов и, по оценкам специалистов, до необходимости следующего продления её ресурса пройдёт ещё 7–8 лет. По словам главного конструктора ОКБМ им. Африкантова Юрия Фадеева, установки этого типа используются на всех действующих гражданских судах. «Это такая «рабочая лошадка», и лошадка очень хорошая, многократно перекрывшая все ресурсы, которые были в неё заложены», –хвалит установку конструктор.

Сегодня ядро российского атомного флота составляют линейные ледоколы 2-го атомного поколения. Головной атомоход «Арктика», некогда называвшийся «Леонид Брежнев», проработавший с 1975 по 2008 год, также имел силовые установки типа КЛТ-40. При заложенном ресурсе в 60 тысяч часов реакторы на «Арктике» после необходимых процедур проработали свыше 180 тысяч часов! И это ещё не предел. На действующих ледоколах, таких как «Ямал», «50 лет Победы», а также на мелкосидящих атомных ледоколах «Таймыр» и «Вайгач», обоснованно планируется продлевать ресурс установки до 200 и даже до 225 тысяч часов. Два реактора КЛТ-40 установлены и на плавучую атомную станцию «Академик Ломоносов», строительство которой завершается на Балтийском заводе. Кстати, там же в июне месяце спустят на воду новую «Арктику» – двухосадочный ледокол третьего поколения. На этом судне будет установлен новейший реактор интегрального типа Ритм-200. Благодаря своей конструкции эта установка легче, занимает меньше места и более выгодна с экономической точки зрения.

Атомоход-гигант

Среди российских судов ледового класса «Севморпуть» занимает особое место. Он в первую очередь отличается своими габаритами – длина корабля составляет 260 метров. Для сравнения – крупнейший в мире атомный ледокол «50 лет Победы» на 100 метров короче. Габариты «Севморпути» – его неоспоримое преимущество. За один рейс судно способно перевести столько же контейнеров, что и 2–3 дизельных сухогруза. При этом никаких выбросов в окружающую среду. К тому же ледокольный нос судна позволяет преодолевать льды более метра толщиной. Этой способностью нередко пользовались экипажи настоящих ледоколов. «Севморпуть» шире обычного ледокола на три метра, и, как следствие, после его прохода остаётся более широкая полынья, благодаря чему ледоколам не нужно обновлять судоходный канал. «Севморпуть» не потерял своих качеств, что продемонстрировали ходовые испытания, завершившиеся в начале декабря прошлого года. Атомоход эксплуатировался на разных мощностях, проверялись работы всех систем, включая резервные. Отлично сработал экипаж, на 70 % прежний. «Корабль отлично показал себя на ходовых испытаниях, экипаж отработал все режимы на «5», – констатирует капитан судна Фарид Габбасов.

В девяностые «Севморпуть» бороздил просторы морей и океанов. Был в арктических и тропических широтах, совершал рейсы вокруг Африки, заходил во Вьетнам и Индонезию. Но последние коммерческие рейсы с 2001 по 2006 год «Севморпуть» совершал только из Мурманска в Дудинку в устье Енисея. Сегодня «Севморпуть» готовится к своему первому коммерческому рейсу. И по иронии судьбы, спустя 10 лет его снова ждут в Дудинке. Но теперь этот порт не единственное место назначения корабля. Рейсы атомохода расписаны как минимум на полгода вперёд.

1 6 6

Специалисты считают, что в нынешних экономических условиях «Севморпуть» может быть востребован как никогда. Корабль будет использоваться для доставки грузов на месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле, а также на северном морском пути от Мурманска до Владивостока, где лихтеровоз сможет продемонстрировать свои технические возможности и экономический потенциал. Для того чтобы такие суда были рентабельны, необходима полная загрузка. Сегодня, когда Россия заново открывает для себя Арктику, когда в Арктическом регионе разрабатываются новые месторождения, возрождаются заброшенные научные и военные базы, «Севморпуть» становится весьма востребованным. Участие в обеспечении северного завоза, перевозке экспорта и импорта в Азиатско-Тихоокеанский регион и обратно – вот лишь немногие задачи, которые способен выполнить атомный лихтеровоз. За время своей эксплуатации «Севморпуть» прошёл более трехсот тысяч миль и перевёз более 1,5 миллиона тонн грузов. Теперь впереди у этого уникального судна как минимум столько же свершений, если не больше.

© Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», ООО «НВМ-пресс», Вестник Атомпрома